Как помочь ребенку справиться с потрясениями, связанными с войной

Более двух лет на востоке страны продолжаются военные действия. И давно всем понятно, что война приносит не только физические страдания, но и эмоциональные. Проблема психологического здоровья становится только острее, и на нее надо обратить внимание каждому из нас.

Если травмирующая ситуация повторяется она воспринимается как норма

Лето закончилось, разъехались по домам дети из детских лагерей, отдых в которых организовал Гуманитарный штаб Рината Ахметова. Вместе с детьми вернулись домой и озадаченные психологи, которые оказывали им помощь и поддержку на протяжении отдыха.

Проблемы, с которыми столкнулись психологи в этом году, были иными, чем год или два назад. В первый год после начала военных действий на востоке Украины детская реакция и боль были «острыми», «режущими». Дети открыто говорили о войне, смерти, рассказывали свои душераздирающие сны, отражали страхи в рисунках. Детям снились пожары, монстры. Детские сердечки буквально пылали от ужаса.

Год спустя реакция детей была уже менее острая, ответы на многие вопросы уже были получены. Скорее можно было говорить о снижении мотивации, успеваемости, любознательности, соматическом проявлении страхов и тревог у детей, а также по-прежнему дезадаптации.

В этом году психологи говорят о том, что детям уже снятся не пожары, а пустыня и одиночество...

«Я бегаю по заброшенному зданию, а вокруг никого…»,

«Я иду по пустыне и не понимаю, куда иду, зачем, просто бреду без цели, и вокруг никого…».

В этом году дети очень адаптивно говорят о войне, они знают куда бежать, что делать и без особого интереса реагируют на мирную жизнь. Они много говорят об одиночестве, которое красной нитью проходит через все детские истории, вне зависимости, есть у них родители или нет.

Когда психологи разговаривают с детьми об определении целей на будущее, жизненном пути – кем ребенок хочет быть через 5 – 10 лет, – то в ответ слышат вялые ответы. Все желают только простых вещей: чтобы были еда и папа с мамой рядом, а еще мир.

Обычно дети – это фонтан эмоций и чувств, они хотят быть врачами, летчиками, художниками. А в этом случае речь идет о том, что тысячи детей не видят смысла в том, чтобы ходить в школу, не задумываются о будущей профессии. Дети чувствуют себя в пустыне, где кроме них никого нет.

При сильных жизненных потрясениях очень важно, чтобы рядом были люди, которые могут снова научить жить нормально, когда есть место, где возможна нормальная жизнь.

Ученые уже давно доказали, что травматический опыт, особенно в раннем детстве, (и даже не опыт физического насилия, а, например, ранней сепарации, когда ребенок растет без родителей), – чрезвычайно травматичен.

Происходят поведенческие и психические изменения. Если в дальнейшем травмирующая ситуация прекращается, то поколение более или менее «вылечивается», во всяком случае у внуков есть шансы возвратиться к психической норме. Если же травмирующие ситуации повторяются – у дедов, потом у родителей, то дети воспринимают поведение своих родителей, сформировавшееся в результате травмы, как психическую норму.

Что показал эксперимент генетиков

Несколько лет назад французский генетик Изабель Мансуй  сделала очень интересное открытие. Она стала известной еще десять лет назад, когда открыла белковую молекулу, которая отвечает за нашу забывчивость. И вот теперь еще один опыт ученого оказался удачным. Под ее руководством группой швейцарских генетиков был проведен эксперимент, в ходе которого мыши постоянно подвергались различным испытаниям, а затем у их потомства исследовали подверженность стрессу.

И результаты оказались удивительными: потомки травмированных мышат имели больший уровень тревожности и депрессивности, чем этого можно было бы ожидать. Ученым удалось обнаружить микроРНК (небольшие молекулы, которые регулируют работу многих генов, повышая или снижая их активность) которые передаются детям от родителей, и которые, вероятно, влияют на подверженность стрессу у их потомства.

Однако пока непонятен механизм влияния этих молекул на последующее развитие мыши, ведь молекулы микроРНК сохраняются в клетках относительно непродолжительное время – не более нескольких дней.

Мы явно недооцениваем влияние стресса и психологических потрясений на нашу жизнь и наше будущее. Возможно, когда-то ученые ответят на вопрос, как именно психологическая травма передается биологически.

Точно можно сказать только то, что мы передаем своим детям установки, ценности и ощущение себя в этом мире.

Осознание безопасности мира – важно для ребенка

Война «поломала» основную психическую защиту, которая помогала нам жить и верить в будущее – осознание безопасности этого мира. Это то, что не восстановить никогда.

Мир опасен, нельзя доверять никому. Во взрослом мире жить с такими установками не так уж плохо, а вот в детском – это словно ты попадаешь в ту самую пустыню, где вокруг никого. Ребенку просто необходимо во что-то верить.

Дети рождаются беспомощными, и первому году их жизни сопутствует сильная тревога. «Травмированные» родители, не способные справиться с собственными переживаниями, не могут помочь своему ребенку пережить эту тревогу благоприятным для него образом – понимать, что мир не страшен, не опасен. Напротив, они бессознательно передают ему свои страхи и боль.

Психическая травма – это большая проблема для нынешнего поколения, пережившего военные действия. Дети, которые каждую ночь видят сны о том, как ходят по пустыни, это дети, которые также бесцельно могут бродить по жизни в будущем. А их много. Их тысячи…

Что же делать родителям

Обратите внимание на ребенка. Не на то, в чем он одет, или что поел с утра, а на то, о чем он думает, чего хочет, какое у него настроение, что ему снится по ночам.

Учитесь замечать хорошие события, происходящие в мире. Вместе с ребенком посмотрите на звезды, или вместе со старшими детьми учите читать младших. Каждый родитель – это целый мир для ребенка. Об этом стоит помнить всегда. И может быть тогда пустыня будет сниться детям реже.