От рака спасет СПИД?

Вирусолог Егор Воронин первым в российском сегменте Интернета обратил внимание на статью, опубликованную в рецензируемом «Медицинском журнале Новой Англии». В ней описывается удивительная технология, которая позволила победить рак крови у неизлечимого пациента.

Атака чужих
Ученые отмечают, что борьба с раком – это именно та область, где путь от лаборатории до койки больного самый короткий. Если обычно проверка эффективности нового лекарства или медицинской технологии длится много лет, то в онкологии переход к работе с реальным пациентом занимает куда меньше времени: когда старые методы бессильны, человек с готовностью идет на риск и опробует на себе новые подходы.
Секрет новой технологии состоит в том, что ученые искусственно перестроили один из типов лимфоцитов (клеток иммунной системы), заставив их атаковать раковые клетки.
В обычном случае для активации иммунных клеток нужно много факторов. Лимфоцит должен обнаружить фрагмент чужеродного белка плюс получить особый химический сигнал активации. После этого лимфоцит убивает клетку-мишень (например, раковую клетку или бактерию) и начинает активно размножаться.
Авторы исследования создали особый белок, который одновременно помогает лимфоциту распознать угрозу и сразу стать активным. Потом был создан ген, который его кодирует. Затем этот ген с помощью перестроенного вируса ВИЧ (который использовался как носитель чужой ДНК, но не переносил свою) ввели в лимфоцит. И наконец перестроенного иммунного суперубийцу вкололи пациенту.
У пациента была В-клеточная лейкемия: В-клетки, обычно участвующие в иммунном ответе и синтезирующие антитела, начали бесконтрольно размножаться. Стандартная терапия не помогала. Все В-лимфоциты имеют на своей поверхности белок CD19. Поэтому перестроенные лимфоциты научили нападать на все клетки, который содержат белок CD19.
Когда пациенту подсадили небольшую дозу перестроенных суперлимфоцитов, результат превзошел все ожидания. Пересаженные лимфоциты размножились в 1000 раз и за две недели полностью уничтожили все раковые клетки. К сожалению, вместе с раковыми они уничтожили и все здоровые В-лимфоциты, поэтому пациент полностью потерял способность производить собственные антитела...
Более того, нормальный иммунитет естественным путем он не обретет, потому что суперлимфоциты добавятся к иммунологической памяти и на каждое появление В-клеток будут реагировать как на очередную инфекцию.
Пациент больше не болен раком, но с иммунитетом у него огромные проблемы. Зато он жив...

Что дальше?
Новая технология не решает проблемы рака полностью, но (после доработки) даст шанс тем, кто ранее был обречен умереть от рака крови. Работы займут еще несколько лет: в суперлимфоциты надо встроить ген самоубийства, чтобы они уничтожались, едва выполнив работу.
«Я думаю, уже в следующих испытаниях эти подходы будут опробованы и суперлимфоциты станут мощным, специфическим и безопасным оружием против многих видов рака», -комментирует итог исследования Егор Воронин.
Если поставить технологию перестройки лимфоцитов на поток, то врач будущего получит новый инструмент для борьбы с раком. Главное, чтобы у пациента иммунитет сохранился...
Также технология может быть применена при лечении аденомы простаты и даже остеохондроза, артритов и аутоиммунных заболеваний. Возможно, новое открытие войдет в историю медицины наряду с изобретением антибиотиков и станет одним из знаковых событий XXI века.

Андрей Тютюников